?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Человек в принципе склонен любить всевозможные пафосные изречения. Когда человек становится христианином, эти пристрастия не отпадают автоматически. Я столь много говорю о необходимости обновления ума (Рим. 12:2) именно потому, что в этой области наблюдается самый большой пробел в современном христианстве, а особенно на постсоветском пространстве.

Объясню, кстати, почему именно на постсоветском пространстве необновлённый ум приносит наибольшее количество проблем. Никаких мыслей о качественном отличии русских или украинцев от американцев или голландцев у меня, естественно, нет. Однако наши люди росли преимущественно на антихристианских установках, навязанных безбожным Советским Союзом, в отличие от тех же американцев, у которых до сравнительно недавнего времени Десять заповедей висели на видном месте в каждой школе. Посему у нас в головах на подсознательном уровне сидит огромное количество небиблейских идей и установок, и вместо того, чтобы приводить мышление в соответствие с Божьим Словом, мы ещё и нагромождаем поверх старого мусора новый, якобы христианский.

Очень популярно у нас высказывание католического монаха Франциска о том, что проповедовать нужно своей жизнью, и только иногда использовать слова. Дескать, если ты будешь жить правильно, то люди увидят твоё христианство безо всяких слов. Звучит, конечно, пафосно, и в определённых крайних ситуациях имеет смысл. Если мы, например, сравним фарисействующего лицемера, который говорит много правильных слов, но при этом не живёт в соответствии с ними, то на его фоне молчаливый верующий, идущий по следам Христа, будет выглядеть значительно лучше и окажет явно большее влияние на окружающих. Но это если мы говорим о крайностях. А если не съезжать на обочины?

Жизнь христианина должна руководствоваться не красивыми цитатами, не глубокомысленными высказываниями околохристианских философоф прошлого, но только одним источником - Божьим Словом. Говорит ли Библия хоть что-то о том, что не надо проповедовать словами, а нужно-де просто жить в соответствии с Писанием? Нет, не говорит. Обычно в подтверждение этой теории приводят текст из Нагорной проповеди, где Господь говорит:

"Вы - свет мира. Город, стоящий на вершине горы, невозможно скрыть. Зажженный светильник не прячут под сосуд, а ставят повыше, чтобы светил всем в доме. Пусть же свет ваш светит людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Небесного Отца" (Мф. 5:14-16, Слоов Жизни).

Однако у нас нет никакого права строить доктрину на одном фрагменте. Тут говорится о том, что люди должны видеть ваши добрые дела, но ни слова не говорится о том, что "добрые дела" - это единственное, что должно иметь место. Нужно понимать, что для того, чтобы люди прославили вашего Небесного Отца, они должны как минимум узнать, что Он есть в вашей жизни и что именно во славу Его вы и совершаете те самые "добрые дела". В противном случае, люди просто скажут: о, какой хороший человек, как он всем помогает и т. п. И где же тут слава Небесному Отцу? Молча об источнике своих добрых побуждений, мы тем самым присваиваем славу себе и только себе.

При этом стоит помнить и о других текстах, которые сообщают нам о необходимости именно говорить. Например, в послании к Римлянам Павел вполне определённо высказывается:

"Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?" (Рим. 10:13-14, Синодальный Перевод)

Здесь Павел явно не рекомендует "проповедовать делами", но говорит совершенно определённо: услышать без говорящего невозможно, следовательно, говорить необходимо. И совсем не странно, что Павел пишет именно так - ещё задолго до того, как он был обращён, первые ученики после вознесения Христа занялись именно этим:

"И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь" (Мк. 16:19-20, Синодальный перевод).

Они пошли и проповедовали везде. Как? Добрыми делами? Нет, именно словами. И их слова Господь затем подтверждал знамениями, описанными выше в этой же главе Евангелия от Марка: изгнаниями бесов, исцелениями больных и так далее. Об этом же пишет и Павел:

"И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1Кор. 2:4-5, Синодальный Перевод).

Итак, Библия определённо говорит, что мы должны проповедовать словами, и если эти слова соответствуют Божьему Слову, то Он будет подтверждать их Своими знамениями, чтобы вера людей строилась не на человеческих философствованиях, но на Божьей силе и Его Присутствии и Славе. Должен ли при этом христианин жить по Писанию? Безусловно. И "должен" в данном случае не очень подходящее слово: божественная природа возрождённого верующего будет побуждать его жить в соответствии с волей Бога, а не вопреки ей, а потому и "должен" тут применяется в значении "будет непременно, если истинно христианин". Однако такая само собой разумеющаяся христианская жизнь вовсе не отменяет необходимости проповедовать ртом.

Есть ли какой-то смысл в словах монаха после всего сказанного? Да, пожалуй, в определённом контексте. Когда речь идёт о наших родственниках и друзьях, которые знают нас давно и до нашего возрождения, они, безусловно, воспринимают нас со всем багажем греховной жизни, ошибок, проступков и дурного поведения. Для них наше внутреннее обращение ничего не значит, и любые наши правильные слова не будут восприниматься до той поры, пока они не увидят действительные, реальные изменения в наших жизнях. Таким людям, конечно, нет смысла говорить много слов, если они из-за нашего прошлого не готовы воспринимать их от нас - им стоит сначала дать возможность увидеть плоды той работы, которую проводит в нас Святой Дух. Но только в таком контексте можно согласиться с идеей "проповедовать делами" как с временной мерой. Во всех остальных случаях у нас есть чёткое наставление в Писании. И не стоит им пренебрегать.

Profile

Mix
mix_hawk
Mix Hawk

Latest Month

January 2016
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars